Четверг, 19 октября 2023 13:22

Проект СГУВТ вошел в число приоритетных отраслевых задач развития Новосибирской области до 2030 г.

Оцените материал
(1 Голосовать)

В перечень утвержденных задач вошло предложение Сибирского государственного университета водного транспорта о создании транспортного узла регионального значения с учетом переключения грузопотоков с наземного транспорта на речные перевозки через порт Ташара. Автором и разработчиком концепции стал кандидат технических наук, доцент Сергей Масленников.

В связи с ограниченными возможностями Новосибирского порта ввиду низких глубин Оби, а также территориального расположения объекта в центре города, идея строительства речного порта Ташара возникла более 40 лет назад. Тогда был построен причал на правом берегу Оби в 90 км от областного центра в селе Ташара Мошковского района. В то время были сооружены портальные краны и проложена железнодорожная ветка от станции Мошково до Ташары протяженностью около 32 км, связывающая причал с железной дорогой из Кузбасса.

К оценке проекта новосибирские транспортники вернулись 15 лет назад, однако стоимость проекта оказалась неподъемной для отдельной транспортной компании. В 2018 проект «Порт Ташара» был представлен как часть плана градостроительного развития зоны опережающего развития Новосибирской агломерации. Анализ показал, что для реализации концепция требует комплексного подхода. А необходимость в реализации очень большая.

По множеству причин флот на Оби сильно сократился, это связано и с природными факторами, например, обмеление реки, и с историческими – от перехода на рельсы рыночной экономики в 90-х не все предприятия смогли оправиться, и экономическими –дорогостоящее содержание флота и увеличение количества наземного транспорта. При этом в настоящее время промышленности Новосибирской области и соседних регионов остро не хватает возможностей прямого транспортного выхода за пределы Новосибирской области, при наличии которого производство строительных материалов, машиностроение, сельское хозяйство приобретут новый импульс для развития.

И в данном случае порт Ташара является самым благоприятным из возможных вариантов для создания на его базе интермодального логистического центра. Сергей Масленников обосновывает этот выбор следующими факторами: решается проблема невозможности достижения достаточных габаритов пути на участке реки Новосибирск – Ташара из-за сложившихся гидрологических условий; в случае реализации проекта, будет снята напряженность городского движения за счет исключения из схемы автотранспорта и его простоев в порту в городской черте; повысится эффективность городского землепользования после переноса речного порта Новосибирск и ликвидации подъездных железнодорожных путей к нему; снизится вредное влияние на экологическую обстановку в городе; и главное – будут созданы предпосылки развития агломерации Новосибирской области в направлении создания и передислокации промышленных предприятий за пределы городской черты в район с потенциально развивающейся транспортной сетью.

Кроме того, после введения антироссийских санкций были нарушены устойчивые логистические связи, сформированные на использовании железных дорог, а также произошла переориентация российской экономики на восток. Наличие порта практически с неограниченным потенциалом повышения пропускной способности в данных условиях является большим преимуществом для развития новых торговых связей и развития экономики страны в целом. Стоит также принять во внимание бурно развивающийся проект Северного морского пути с международным транспортным коридором. Включение в его транспортную систему такого логистического центра автоматически повышает потенциал общего объема грузоперевозок по всей системе СМП. Эти обстоятельство также являются весьма весомыми факторами для реализации проекта «Порт Ташара».

Преимущества проекта – повышенная рентабельность порта и привлечение инвестиций для развития объекта; наличие современного оборудования, складской структуры и цифровых технологий позволит осуществлять качественные логистические услуги для оптовой торговли, производить сезонное накопление товаров и обеспечивать непрерывность товароснабжения, сгладить неизбежную сезонность речного транспорта, а активное развитие новых технологий переработки нефти и газа, а также наличие логистических возможностей приводит к идее создания мощностей малотоннажной химии.

Создание интермодального логистического центра «Порт Ташара» не только укрепит позиции Новосибирской области как виртуального распределенного логистического центра, объединяющего все виды транспорта, но и дополнит ее развитие еще один вектором в долгосрочном плане – промышленное развитие с расширением Новосибирской агломерации.

Это один из амбициозных проектов, которые правительство Новосибирской области планирует реализовать в течение 8 ближайших лет. Кроме него, в перечень вошла еще одна разработка, участниками которой стали ученые СГУВТ. Совместно с Новосибирским государственным техническим университетом по заданию Минприроды НСО ведется создание цифровой (интерактивной) карты реки Тула с обозначением мест ее загрязнения и возможных источников, выработка алгоритма обследования малых рек Новосибирской области в целях выявления источников загрязнения.

Все 24 концепции, попавшие в перечень приоритетных задач развития НСО имеют большой потенциальный экономический эффект для региона, в соответствии с этим администрация области предпринимает меры и возможности для финансирования данных проектов, общая стоимость которых на данный момент времени оценивается более, чем 2,45 млрд руб.

Автор концепции развития порта в Ташаре - кандидат технических наук, доцент Сергей Масленников

 

Прочитано 296 раз