Пятница, 28 октября 2022 15:03

Семинары ТРИЗ для аспирантов

Оцените материал
(1 Голосовать)

С начала учебного года факультет подготовки кадров высшей квалификации Сибирского государственного университета водного транспорта ввел в график занятий аспирантов всех курсов семинары по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Теорию решения изобретательских задач создал советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он начал работать над ней в 1946 году, а к 1970-му окончательно описал основные методики и инструменты ТРИЗ для устранения технических противоречий. Изобретательской считают задачу, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.

Согласно ТРИЗ, чтобы решить изобретательскую задачу, нужно найти главное противоречие и устранить его. Это и приведёт к идеальному конечному результату. Противоречия лежат в основе любой задачи.

Идеальный конечный результат – это ситуация, когда система сама выполняет нужное действие и не допускает при этом нежелательных эффектов. Упрощённо, идеальный конечный результат – бесплатное или бюджетное решение проблемы имеющимися ресурсами без привлечения новых.

До 80% задач решается, когда находятся противоречия. Обычно у специалистов возникает несколько идей, как разрешить противоречия, и, как правило, в работу берется самая перспективная или самая бюджетная идея.

В Сибирском государственном университете водного транспорта семинары по ТРИЗ ведет аспирант 4 курса Сергей Николаевич Реутов, который получил знания о теории на семинарах самого основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера. Эти занятия помогают обучающимся под другим углом взглянуть на производимые ими исследования, выявлять новизну научных работ, находить закономерности развития техники и использовать приобретенные навыки для поиска новых технологических решений при проведении научных исследований, необходимых для написания диссертации. Кроме того, семинары полезны для освоения аспирантами приема устранения технических и физических противоречий.

В целом, теорию решения изобретательских задач используют, когда у проблемы нет стандартных решений. ТРИЗ развивает творческое мышление, помогает изобрести что-то принципиально новое: продукт, подход, процесс. В связи с этим теорию используют не только в науке, но и в бизнесе. Она помогает расширить рамки восприятия проблемы и увидеть абсолютно новый подход к ее решению. А групповые занятия помогают развить навык индивидуального творческого мышления и коллективного.

 

Прочитано 332 раз

Галерея изображений