В научной работе Розова И.В. по теме «Создание опытного образца водородного топливного элемента с использованием отечественных компонентов для транспортной отрасли» затрагивается проблема глобального потепления и перехода транспортной отрасли, в частности водного транспорта, на альтернативные источники энергии. Тема исследования является чрезвычайно актуальной в условиях повышения концентрации парниковых газов и зависимости транспорта и промышленности от ископаемых видов топлива. Водный транспорт, обеспечивающий 90% мирового товарооборота, оказывает значительное влияние на выбросы парниковых газов, что требует разработки экологически чистых технологий.
Описанное в настоящей работе решение включает в себя создание прототипа водородного топливного элемента с использованием отечественных компонентов и технологий, реализация которого может способствовать обеспечению импортонезависимости Российской Федерации в области водородной энергетики.
Топливный элемент (ТЭ) представляет собой устройство прямого преобразования химической энергии топлива в электрическую, минуя стадию горения. К основным преимуществам топливных элементов относятся высокий КПД – до 80% по сравнению с КПД 35–40% у ДВС, бесшумность и экологичность.
В результате проделанной работы были спроектированы и изготовлены батарея топливных элементов, опытный образец единичного ТЭ с применением отечественных компонентов и технологий, проведены испытания и сняты вольт-амперные характеристики единичного ТЭ. Установлено, что эффективность ТЭ зависит не только от качества нанесения каталитического слоя, но и от усилия сжатия мембранно-электродного блока, свойств мембраны и технических параметров сборки. Сделан вывод о необходимости развития отечественного производства мембран, совершенствования технологий в области водородной энергетики, привлечения квалифицированных кадров и финансирования НИОКР для реализации стратегических целей Российской Федерации.
Научная работа Розова И.В. выполнена под руководством начальника Научно-исследовательской службы, доктора технических наук, профессора кафедры Судовых энергетических установок Титова Сергея Владиленовича.