Четверг, 29 октября 2020 19:07

Социально-психологические тренинги для первокурсников

Автор Лямичева М. Г.
Оцените материал
(3 голосов)

В новом 2020-2021 учебном году психологом СГУВТ Марией Лямичевой были проведены тренинговые занятий среди студентов первого курса. Главная цель: оптимизация процесса адаптации к условиям обучения в вузе.

Социально-психологический тренинг включал совмещение информационной подготовки и тренировочных («игровых») упражнений с последующим анализом ситуаций, возникающих в ходе их выполнения.

Позитивным моментом игровых упражнений была возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое поведение в последующих ситуациях.

Большая часть современных студентов испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности. Наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса.

Во-первых, условия обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в вузе. Бывшему школьнику необходимо адаптироваться к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса. С одной стороны, первокурсник должен проявлять большую самостоятельность и активность в освоении знаний, с другой стороны – это требует большей ответственности за свое образование, студент в большей степени, чем школьник должен организовывать свое образовательное пространство.

Во-вторых, с введением повсеместного поступления в вузы по результатам ЕГЭ, многие студенты приезжают получать высшее образование из разных регионов страны в мегаполисы, где сосредоточены ведущие вузы Российской Федерации. Таким образом, первокурсник вынужден адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и к условиям жизни в мегаполисе, что создает дополнительные психологические трудности для первокурсника. Первый год обучения в вузе является стрессом для студентов: проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются постоянными спутниками студенческой жизни и учебной деятельности.

Обучение в вузе - это профессиональное обучение, поэтому у первокурсника происходит первичная профессиональная социализация и начинается вхождение в профессиональную деятельность, что влечёт за собой адаптационные процессы, только уже к конкретной профессиональной деятельности.

Успешность адаптации предполагает готовность студента к преодолению различных трудностей, которые будут возникать в процессе обучения и общения с однокурсниками. Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции студента, т. е. студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Чем лучше студент будет понимать, зачем и для чего ему могут понадобиться знания для будущей профессии, тем лучше он будет учиться. Уровень представлений студента о профессии (адекватный или неадекватный) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.

Таким образом, чем быстрее студент сможет адаптироваться в новой для него культурно-образовательной среде, тем меньше вероятность возникновения затруднений в актуализации необходимых познавательных и личностных особенностей для успешного обучения в данной среде.

Адаптация студентов к вузу – это сложный и многофакторный процесс. Процесс, над которым предстоит ещё много работы как специалистам со студентами и курсантами, так и непосредственно первокурсникам над своим личностным ростом и развитием.

Прочитано 434 раз

Галерея изображений