Вторник, 23 ноября 2021 14:33

173 года назад в Российском императорском флоте ввели гребной винт

Автор Манторов А.А.
Оцените материал
(1 Голосовать)

Особенностью этого судна стал гребной винт, который был использован в качестве вспомогательного движителя. «Архимед» стал первым парусно-винтовым фрегатом Балтийского флота Российской империи и Российского императорского флота. На море наступил век пара. Возможно, название пароход получил исключительно в честь гениального учёного античности.

Пароход был построен по образцу шхуны с классическими очертаниями корпуса и с тонкими трубой и мачтами, что делало судно одним из самых красивых на тот момент времени и предусматривалось для крейсерских операций в составе Балтийского флота.

Вооружение винтового фрегата состояло из 8 одноствольных 1 пудовых (196-мм) единорогов с длиной ствола 11 калибров, которые располагались на верхней палубе; 4 одноствольных 2 пудовых (245-мм) бомбических орудий с длиной ствола 10 калибров, расположенных на опер-деке (батарейной палубе); 16 одноствольных 32-ти фунтовых (165-мм) пушек с длиной ствола 16 калибров, которые располагались побортно на опер-деке (батарейной палубе).

Куратором строительства «Архимеда» был полковник И. А. Амосов. Этот корабль с четырьмя машинами общей мощностью 300 л. с., водоизмещением 2400 т., вооружением 48 орудий и с двухлопастным винтом должен был дать необходимый опыт.

Стоит сказать, что при строительстве революционного по тем временам парохода, не обошлось и без технических проблем, одна из которых заключалась в том, что нужно было найти подходящие двигатели для винтового судна. Учитывая тот факт, что гребной винт на тот момент был новым изобретением и его ещё не успели, как следует опробовать. Именно поэтому об этой технологии знали немногие, и она ещё не успела завоевать свою популярность. По этой же причине трудно было найти людей, которые могли бы приспособить винт к паровому двигателю.

В начале октября 1850 года фрегат «Архимед», находясь под командованием Владимира Александровича фон Глазенапа, сел на мель в Балтийском море и разбился на банке близ острова Борнгольм. Глазенап возвратился с командой на пароходофрегате «Камчатка» в Кронштадт и 22 ноября 1851 года был уволен от службы. Тем не менее, создание винтового флота уже нельзя было замедлить: в 1851 и 1852 годах началась постройка двух 44-пушечных фрегатов: «Полкан» и «Мария». Первый вступил в строй летом 1854 года и оставался единственным винтовым фрегатом русского флота в период Крымской войны.

За ним последовали «Мария» и два более мощных 53-пушечных винтовых фрегата «Громобой» и «Илья Муромец».

 

Прочитано 273 раз

Галерея изображений