Четверг, 29 августа 2019 13:24

Героям-речникам посвящается…

Автор Манторов А.А.
Оцените материал
(3 голосов)

Трехметровую гранитную стелу-монумент с якорем установили в парке, напротив главного корпуса Сибирского государственного университета водного транспорта. На открытии памятника присутствовали министр культуры Новосибирской области, заместитель министра региональной политики Новосибирской области, мэр г. Новосибирска, а освятил обелиск протоиерей Николай Москалюк.

Инициатором возведения стелы выступил Межрегиональный Союз Силовых Структур Родины под эгидой Правительства Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, Новосибирского областного оргкомитета «Победа» и Новосибирского областного совета ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов. Автором памятника является новосибирский архитектор Максим Салахов, а сам монумент создан на средства муниципального гранта.

Обь-Енисейский канал издавна был мечтой наших предков, веривших, что соединение двух великих сибирских рек будет иметь для России огромное экономическое и военно-политическое значение. Канал должен был соединить притоки Оби и Енисея, когда-то, по этим таежным рекам, в XVII веке проходил старинный водно-сухопутный Кетский путь. Протяженность трассы Обь-Енисейского канала составляла 154,2 км. Движение небольших судов по нему было открыто в 1891 году. Судьба канала оказалась трагична, его забросили и вспомнили о нём только в 1942 году.

В навигацию 1942 года совершилась героическая экспедиционная проводка каравана буксиров с Енисея на Обь, через заброшенный Обь-Енисейский канал. Об этом рассказал вдохновитель возведения памятника речникам председатель Координационного совета Межрегионального «Союза Силовых Структур Родины» Олег Коляденко: «Сибирские речники с большим трудом смогли провести недействующим водным путем три колесных парохода: «Капитан», «Механик», «Пограничник» и винтовой газоходный катер Газ – 25. Экспедиция проходила под грифом «Совершенно секретно», под руководством НКВД СССР, именно они знали об истинном назначении экспедиции - разведка резервного пути для переброски продукции Норильского комбината на заводы Урала и Сибири. Это было в то время, когда фашисты подходили к Волге, а японцы готовились к нападению на СССР с востока. Оборонная промышленность остро нуждалась в сырье для производства стали. Настало время восстановления исторической справедливости, имена всех героев – участников проводки, и названия судов должны быть увековечены. Наша задача, чтобы человеческая память не стерлась. То, чем мы должны гордиться, мы хотим донести людям».

Стоит отметить, что речники были вынуждены не только вести суда, протаскивая их по мелководью, но и восстанавливать разрушенные плотины, и даже строить временные запруды. За 50 лет таежные речки обмелели, гидротехнические сооружения частично были разрушены или неисправны, многие железные детали плотин и шлюзов сданы в утиль или растащены местным населением. Иногда пароходы приходилось частично разбирать, из-за этого за день суда продвигались лишь на сотню метров.

Всего же речники затратили на переход 4 месяца, но, чтобы понять, какие испытания и неимоверные физические нагрузки выпали на их долю, достаточно вспомнить, что экспедиция проходила в условиях военного времени, когда не хватало инструментов, снаряжения, материалов. Работы велись в безлюдной тайге, где господствовал гнус и болотная сырость.

 

Прочитано 235 раз

Галерея изображений