Четверг, 04 октября 2018 17:48

По следам военной флотилии Ференца Мюнниха

Автор  Панова О.В.
Оцените материал
(0 голосов)

Ф.Мюнних«По следам Ф. Мюнниха» – так называется стенд из коллекции историко-патриотического центра СГУВТ, который явился результатом исследовательской работы студентов Новосибирского института инженеров водного транспорта 1988 года, приуроченной к 70-летию боевого похода красной военной флотилии по рекам Сибири под командованием венгерского интернационалиста Ференца Мюнниха.

О походе военного отряда, возглавляемом Ф. Мюннихом, повествовали А. Метелкин и В. Язвин в газетной статье за 1988 г. «Героический рейс. Предисловие к поиску» (Название газеты неизвестно: сохранилась только вырезанная из нее статья. – примеч. автора).

Текст статьи приводится ниже с незначительными сокращениями.

«70 лет назад, в ночь с 24 на 25 мая 1918 года в Новониколаевске произошел контрреволюционный переворот, власть захватили белогвардейцы. Город Томск оказался отрезанным. Там находились государственный банк, арсенал, люди, жизнь которых подвергалась опасности со стороны новой власти. В городе и раньше была нестабильная обстановка: офицеры-белогвардейцы и студенты, руководимые меньшевиками и эсерами, дважды поднимали мятежи, но они подавлялись интернациональными батальонами, состоящими из венгерских и других военнопленных при активном участии Бела Куна и Ференца Мюнниха, известных сторонников международного рабочего движения.

В 20-х числах мая небольшая группа (около 50 человек) под руководством венгра Силади была направлена на станцию Тайга, но там была разбита белочехами. Путь на Томск был открыт.

Стало ясно, что город удержать не удастся. Томский ревком принял решение об эвакуации, ведь белогвардейцы при взятии Томска могут завладеть значительными запасами золота, оружия и снаряжения.

Некоторые предлагали пробиваться через тайгу к Красноярску (который позже также был захвачен белыми). Ференц Мюнних предложил другой вариант: погрузиться на пароходы и по Оби и Иртышу уходить на запад, к Уралу на соединение с частями Красной Армии.

В глубокой тайне ревком собрал отряд из двух пароходов и баржи (пароход «Федеративная республика» и буксир «Ермак»). Командиром флотилии был назначен Ференц Мюнних. Путь флотилии предстояло пройти по рекам Томь, Обь, Иртыш, Тобол, Тура.

«У нас были замечательные специалисты, - вспоминал Ф. Мюнних. -
Мы переоборудовали два речных судна в военные корабли. На барже установили две пушки, которые можно было поворачивать во все стороны, а на большом пассажирском пароходе установили 35 пулеметов, различное оборонительное оборудование и в таком виде в один прекрасный день отправились в большой путь. Это было 1 июня 1918 года, во время половодья на больших сибирских реках. Берега все затоплены, суши буквально нигде не было видно.

Мы сошли на берег у деревни Нарым: нам необходимо было топливо. Там, в этой деревне, мы нашли циркуляр командующего контрреволюционными войсками, занявшими уже Томск, в котором приказывалось задержать большевистскую флотилию, состоящую из двух судов под командованием высокого светловолосого лейтенанта (это был я). Но на сибирских реках мы были самой мощной военной силой, потому что, там не было подобного нашему вооружения и подобной подготовки. Так что посмеялись над этим приказом, вывели из строя телеграфное оборудование, чтобы телеграмма не ушла вслед за нами. Кроме того, в местном банке мы нашли несколько миллионов золотом и ценными бумагами. Мы забрали, конечно, их».

В июне 1918 года вооруженный речной отряд Ф. Мюнниха прибыл в Тюмень, где к ним примкнуло еще пятьдесят венгерских военнопленных. Здесь перевезенные ценности были переданы уральским советам.

7 июня, после ожесточенных боев на Мартьяновском фронте, туда же, на Урал, по Иртышу ушла вторая, еще большая группа речных судов с защитниками Омска.

Известно, что командующий томским отрядом судов венгерский коммунист Ференц Мюнних в период Венгерской Советской республики был одним из организаторов и руководителей венгерской Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны в рядах Советской Армии участвовал в боях под Сталинградом. В Венгрии работал в органах народной милиции, на дипломатических постах, в правительстве».

Студенты Новосибирского института инженеров водного транспорта (школа молодого лектора), имея целью собрать сохранившиеся сведения из жизни Томска в период Гражданской войны, побывали в Томске, посетили исторические места города, музеи, пообщались с местными жителями и краеведами, расспрашивая их о военных событиях.

Студенты также планировали организовать поход по местам беспримерного рейса: пройти по Оби и побывать в местах, где делались остановки флотилии Ф. Мюнниха. К сожалению, их планам не суждено было сбыться.

 

Прочитано 1607 раз

Галерея изображений